Региональный компонент программа «Наш дом — Югра»

Реализация национально-регионального компонента «Наш дом — Югра»

МБДОУ «Детский сад №16 «Золотой ключик» расположен в местности, приравненной к условиям крайнего севера ХМАО-Югре.
Известно, что Север накладывает свой отпечаток и на психологическое развитие детей. На них влияют резкие перепады атмосферного давления, длительное пребывание при искусственном освещении, высокая влажность воздуха, сильные и частые ветра, длительная и жесткая зима с очень низкими температурами, дождливое и недостаточно теплое лето с заморозками, нерациональное питание, малоподвижный образ жизни. У значительной части детей выявляются нарушения познавательной деятельности, существенное отставание в развитии, признаки психоэмоционального неблагополучия и своеобразие формирования познавательной деятельности.
Для решения данных проблем, побуждаем детей к совместной познавательно-экспериментальной деятельности не только в группе, но и во время прогулок на веранде, на участке ДОУ, используя игровую мотивацию, которая подвигает детей к деятельности, пробуждая у них интерес к познанию, используются: сюрпризные моменты, индивидуальный подход, учет интересов, особенностей, мнение родителей (законных представителей) воспитанников, что позволяет отслеживать психоэмоциональное состояние каждого ребёнка в период особых климатических условий.

В ДОУ используются комплексы мероприятий, обеспечивающие полноценное развитие детей, с учетом преодоления деприваций во время организации обучающего процесса: используются комплексы мероприятий, обеспечивающих полноценное развитие детей: рационально организуется воспитательно — образовательный процесс, учитываются возрастные и гигиенические регламенты непосредственной образовательной деятельности (длительность, количество, нагрузка, чередование разных видов деятельности); систематически проводятся физкультминутки, релаксационные и динамические паузы; непосредственно образовательная деятельность проводится в игровой, непринужденной обстановке, с временным пребыванием на занятии по желанию ребенка; во взаимоотношениях с детьми осуществляется личностно-ориентированный подход, исходя из интересов и способностей детей; большое внимание уделяется эмоциональному комфорту (создаются ситуации успешности в ходе НОД, в свободной самостоятельной деятельности детей); учитывается разнополовое воспитание детей, используются игровые нетрадиционные методы, обеспечивающие гигиену нервной системы, психологическое, физическое, нравственное здоровье.

Так же для преодоления сенсорной депривации в условиях Севера, где дети лишены возможности познавать окружающий мир с помощью тактильного восприятия, используются в работе схемы, таблицы, иллюстрации, познавательная литература, музыкальное сопровождение. В доступной форме используются приемы экспериментирования, опыты с природным материалом: снегом, песком, почвой; наблюдения за таянием снега; замерзанием и кипением воды; знакомство с основными состояниями веществ в природе: жидким, твердым, газообразным, зависимость неживой и живой природы от климатических условий.

Социокультурные особенности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры также не могут сказаться на содержании психолого-педагогической работы в ДОУ. Ведущие отрасли экономики обуславливают тематику ознакомления детей с трудом взрослых: нефтяников, газовиков, строителей; в округе проживают малочисленные народы Севера, воспитанников ознакамливаются с условиями жизни, промыслами народов ханты, манси; систематически дети посещают этнографические выставки, музеи, совершают экскурсии по городу, на предприятия нефтяников, в природу. Социокультурные мероприятия в работе с детьми позволяют адаптировать ребенка к социуму и школьному обучению.
Анализ ситуации в системе образования показывает, что отсутствуют разработки программы по экологическому образованию детей 4-7 лет с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ); анализ анкетирования родителей показал, отсутствие у них заинтересованности и компетентности в вопросах экологического образования детей; анализ диагностических данных детей свидетельствует, что сформированность у них представлений о родном крае составляет 32%,кроме того, в городе есть информационные ресурсы (музей истории города, детская библиотека с хороших фондом детской литературы экологического содержания, добровольцы из числа педагогов желающих работать с детьми по экологическому образованию), которые позволят расширить кругозор детей, родителей и педагогов в области экологического образования.
Для решения обозначенных проблем и решения задач ФГОС ДО возникла необходимость разработки проекта и календарно-тематического планирования, который позволит сформировать у детей 4-7 лет с ОВЗ представления о родном крае.

Цель проекта: формирование у детей 4- 7лет представлений о родном крае и приобщения детей к националь¬ным культурам, воспитания любви и уважения к малой родине.

Для достижения указанной цели предусматривает выполнение следующих задач:
-формирование банка диагностического инструментария по изучению знаний детей о растительном и животном мире, быте и культуре народов Севера;
-привлечение добровольцев к работе с детьми;
-изучение запроса родителей по экологическому образованию дошкольников;
-создание в группах предметно-пространственной развивающей образовательной среды способствующей ознакомлению детей с природой, культурой и бытом народов Севера;
-информирование родителей по реализации части программы по национально-региональному компоненту;
-разработка механизма межведомственного взаимодействия (с учреждениями культуры);
-организация мини-музея «Наш дом — Югра»;
-организация участия родителей в образовательном процессе по формированию представлений о родном крае.

Предполагаемый результат в соответствии с задачами освоения национально-регионального компонента «Наш дом-Югра»
-Увеличение доли родителей, охваченных мероприятиями проекта. — 50% родителей будут являться активными участниками образовательного процесса.
-Положительная динамики в формировании у детей 3-7 лет представлений о родном крае. Выполнение намеченного плана на 100%. для достижения положительной динамики стабильного состояния по результатам диагностики итоговых показателей программы у 90% детей.
Освоение детьми национально-регионального компонента изучается с использованием критериев оценки экологических представлений, разработанных Л.Г. Саморуковой; анкетирования родителей и педагогов; интервьюирования детей.

Учебный план реализации национально-регионального компонента «Наш дом – Югра»

Возрастная группа Количество Реализуется
Средняя группа ССД №1 33 в режимных моментах
Подготовительная группа ССД №2 71 В НОД и режимных моментах
Подготовительная группа ССД №3 71
Подготовительная логопедическая  группа №4 73
Подготовительная логопедическая  группа №5 73
Средняя логопедическая  группа №6 69
Старшая  логопедическая  группа №7 69

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>



Полезные ссылки:

"Центр безопасного интернета в России" "Линия помощи Дети онлайн" "Портал образовательной интрасети города Урай"
"Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры" "Закон об образовании Сайт Министерства образ и науки РФ" "Информационная система Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
"Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации" "Приказы МОН РФ закон №655" "Федеральный портал Российское образование"
Документальный фильм «Урок на всю жизнь»

МБДОУ-16  Джино хостинг
Рейтинг@Mail.ru