Подходы к коррекции нарушений звукопроизношения при детском аутизме

Для проведения логопедической работы по устранению недостатков произношения следует ограничивать специфические для аутизма нестойкие проявления недостатков речи, которые могут исчезнуть в ходе общей психолого-педагогической коррекции, от действительно стойких нарушений произношения, требующих целенаправленной и длительной логопедической коррекции.

Начиная непосредственно логопедическую работу, необходимо знать все специфические особенности, характерные для детей с аутизмом. Так, например, известно, что при устранении нарушенного произношения для выработки правильной артикуляции и отработки артикуляционных упражнений необходимо зеркало. При работе с аутичными детьми, многим из которых свойственен страх своего отражения, это не всегда возможно. Отработка и закрепление правильной артикуляции также часто затруднены в силу свойственной большинству детей стереотипности. При работе с дизартриками, для которых характерно наличие гипо- или гипертонуса лицевых мышц, необходимо использовать массаж, но с дизартриками-аутистами это также не всегда возможно, поскольку многие из них отвергают тактильный контакт.

Постановку звукопроизношения необходимо начинать с тех звуков, произношение которых нестойко, вне зависимости от того, являются они звуками раннего или позднего генеза. Это необходимо для создания у ребенка ощущения своей успешности, для его мотивации к дальнейшей работе.

Зеркало в логопедических занятиях с детьми, у которых присутствуют страхи, можно включать в процесс работы постепенно: сначала в качестве игрового предмета (пускать зайчиков), затем перейти к постепенному привыканию видеть в зеркале отражение другого человека (логопеда), а потом и свое вместе с отражением взрослого. Поначалу можно проделать несколько различных мимических упражнений для привлечения внимания к своему отражению, и только после этого следует переходить к выполнению артикуляционных упражнений. Желательно использовать зеркало небольших размеров, чтобы кроме лиц ребенка и взрослого в нем ничего постороннего не отражалось и не отвлекало внимания.

Если аутичный ребенок дурашлив, то использование зеркала можно вообще исключить и проводить работу, фиксируя внимание ребенка на артикуляции логопеда.
Важно правильно выбрать способы постановки звуков:
- у детей со страхами и тревогой (особенно страхом тактильного контакта) механический способ постановки звуков неприемлем;Снимок 23- способ по подражанию будет успешен только в том случае, если коррекционную работу предварить периодом совместной работы, направленной на развитие подражания.
Как уже отмечалось, при дизартрических нарушениях у ребенка с аутизмом свойственные дизартрии трудности переключения от одного артикуляционного движения к другому усугубляются стереотипностью. Эти трудности развития артикуляционной моторики можно смягчить, используя упражнения следующего характера.
Например, ребенок не может переключиться с артикуляционных упражнений для языка (высовывать и убирать язык) на выполнение другого упражнения. Следует отвлечь ребенка инструкцией, не связанной с выполнением артикуляционных упражнений, и попросить его похлопать в ладоши, потопать ногами и т. п., а затем приступить к выполнению гимнастики, чередуя инструкции, необходимые для выполнения артикуляционной гимнастики и инструкции другого типа. Такого вида упражнения можно использовать для детей, способных понимать и выполнять вербальные инструкции. Дети, которые испытывают в этом затруднения, но способны подражать, могут выполнять подобные упражнения по подражанию.

Автоматизировать звуки необходимо в первую очередь в тех словах, которые ребенок наиболее часто употребляет самостоятельно. Например, если речь аутичного ребенка ограничена набором стереотипных слов и фраз, то сначала следует автоматизировать звук именно в этих словах и фразах, и лишь затем постепенно включать его в новые слова и фразы, проводя параллельно работу над расширением словарного запаса и развитием коммуникативной функции речи.
Устранение стереотипно неправильного употребления поставленных звуков в речи аутичным ребенком требует постоянного и обязательного контроля над внешней речью ребенка и насыщение, по возможности, другого учебного материала, не связанного с занятиями по логопедии, словами и фразами, в которых присутствуют поставленные звуки. При этом необходимо обращать внимание ребенка на правильно произнесенный звук и поощрять его за это, тем самым формируя контроль за правильным произнесением звуков.

Обучение дифференциации поставленных звуков также может быть затруднено в связи со стереотипностью детей с аутизмом. Тем не менее, проводить такую работу необходимо. Если ребенок хорошо подражает и способен какое-то время удерживать свое внимание на лице логопеда, то эту работу можно проводить традиционным образом, развивая слуховое внимание и обучая различению оппозиционных звуков на слух и в произношении — на материале сначала слогов, потом слов. Если у ребенка есть серьезные проблемы с фонематическим слухом и ему трудно долго удерживать внимание на лице человека, то следует начать обучение различению оппозиционных звуков с использованием зрительной опоры.

Такая визуализация эффективна для многих аутичных детей, поскольку, как известно, при аутизме зрительное восприятие развито лучше, чем слуховое. В нашем случае таким зрительными опорами могут служить карточки-слоги (например, «СА», «ЦА» и т.д.).
Обучение строится таким образом: логопед прочитывает первый слог, обращая внимание ребенка на карточку («СА»), затем просит, чтобы ребенок сделал то же самое («Прочитай!»). Затем так же, по очереди, читают второй слог («ЦА»). Далее логопед прочитывает эти слоги попарно («СА» — «ЦА»), затем ребенок. Следующий шаг: логопед по очереди подносит карточки к своему подбородку, чем направляет внимание ребенка на свой артикуляционный аппарат, и произносит пары звуков; ребенок повторяет. Затем карточка переворачивается тыльной стороной, но остается у подбородка: логопед произносит слог; ребенок повторяет. На следующем этапе карточки убирают; ребенок, ориентируясь исключительно на слух и артикуляцию логопеда, повторяет за логопедом эту артикуляционную пару. Предъявлять слоги для повторения следует в разной последовательности: «СА» — «ЦА» и «ЦА» — «СА», «СО» — «ЦО» и «СО» — «ЦО» и т. д.

При работе с аутичным ребенком важно помнить, что при наличии у него неправильного произношения следует исключить параллельное обучение его иностранному языку, что часто практикуют родители высокоинтеллектуальных детей. Изначально важно добиться правильного произнесения звуков родного языка, а потом только приступить к обучению другому языку, для того чтобы у ребенка не появилось «путаницы» при овладении звукопроизношением. Подобная же ситуация рекомендуется и при двуязычии в семье.

Материал при работе над исправлением неправильного произношения у аутичных детей используется частично традиционный, но адаптированный индивидуально для каждого ребенка. На первых этапах обучения правильному произнесению звуков предметные картинки по возможности заменяются на предметы. Из предметных картинок исключаются изображения тех предметов, которые вызывают у ребенка страхи. Если у ребенка есть проблемы с концентрацией внимания, то следует использовать фланелеграф: располагая необходимые для обучения картинки на фланелеграфе и помещая его как можно ближе к ребенку, мы ограничиваем поле зрения и предупреждаем возможность отвлекаться на посторонние объекты. Необходимо постоянно добиваться того, чтобы ребенок фиксировал свое внимание на том материале, который ему предлагается, поэтому постоянно следует привлекать его взгляд («Посмотри!»).

При автоматизации и дифференциации звуков мы разрабатываем специальные тексты, насыщенные необходимыми звуками, которые близки ребенку по смыслу, либо связаны с его жизнью. Исключаем использование стихотворений, поскольку некоторые аутичные дети могут застревать на ритмической структуре стихотворения, не фиксируя внимания на основной задаче, которую несут стихотворения при автоматизации звуков.

Логопедическая работа по устранению недостатков звукопроизношения у детей с аутизмом требует, как правило, длительного времени; ожидать скорых результатов не стоит, следует запастись терпением.

Подготовила: учитель-логопед Сущенко М.В.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>



Полезные ссылки:

"Центр безопасного интернета в России" "Линия помощи Дети онлайн" "Портал образовательной интрасети города Урай"
"Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры" "Закон об образовании Сайт Министерства образ и науки РФ" "Информационная система Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
"Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации" "Приказы МОН РФ закон №655" "Федеральный портал Российское образование"
Документальный фильм «Урок на всю жизнь»

МБДОУ-16  Джино хостинг
Рейтинг@Mail.ru