Особенности подхода к обучению навыков чтения детей с РДА

Снимок10

Работа над формированием речи ребёнка с РДА должна быть направлена на развитие наиболее сохранных структур мозга. Замена вербального восприятия зрительным, значительно облегчает обучение аутичного ребёнка, имеющего тип мышления буквального восприятия. Поэтому, чем быстрее мы приступим к обучению чтению, тем больше шансов вызвать у ребёнка эхолаличное повторение звуков речи.  Существует ряд приёмов, помогающий в формировании аутичного ребёнка навыка чтения.

Мы предлагаем не учить ребёнка побуквенному или послоговому чтению, а сразу обратиться к методике «глобального чтения», то есть чтения целыми словами. Дело в том, что, научившись складывать буквы или слоги, аутичный ребёнок может долгое время читать «механически», не вникая в смысл прочитанного. Он увлекается самим процессом соединение букв и слогов, то есть фактически начинает использовать его для аутостимуляции.

При «глобальном чтении» мы можем избежать этой опасности, так как подписываем картинки или предметы целыми словами, и слово всегда сочетается в зрительном поле ребёнка с предмета, который оно обозначает.

Кроме того, научить аутичного ребёнка читать целыми словами легче и быстрее, чем по буквам и по слогам. Так как он, с одной стороны, с большим трудом воспринимает фрагментированную информацию (поступающую в виде букв слогов и т. д.), а, с другой стороны, способен моментально запоминать, «фотографировать» то, что находится в его зрительном поле.

Удобно так же что методика ориентируется в основном, на непроизвольное внимание ребёнка, на то, что он исходно запоминает слово, просто как графическое изображение, как картинку.

«Глобальное чтение» опирается на хорошую зрительную память аутичного ребёнка и наиболее понятно ему, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом. Обучение «глобальному чтению» позволяет  развивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением. Кроме того, «глобальное чтение» помогает развивать зрительное внимание и память, ребёнок может узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв; позволяет выяснить, насколько неговорящий ребёнок понимает обращённую речь, помогает ему преодолеть негативное отношение к занятиям, дает  уверенность в себе.

Родители могут и сами творчески переработать, адаптировать метод «глобального чтения» к интересам и возможностям каждого ребенка.

Первый этап работы, во время которого ребенок должен постепенно привыкнуть к учебной ситуации, начинается с рассматривания фотографий из семейного альбома.  Взрослый  вместе с ребенком перебирает снимки, фотографии членов семьи, самого ребенка, затем  комментирует снимки, подробно рассказывая ребенку о том, что он видит на фотографии. Вместе они как бы заново переживают приятные моменты, причем важно, чтобы  ребенок получал  удовольствие.  Затем отбираются фотографии самого ребенка и членов его семьи. Взрослый готовит для всех фотографий таблички с надписями: «Я», «МАМА», «ПАПА», «БАБУШКА», «ДЕДУШКА», «СЕСТРА», «БРАТ».

Занятие проводится в удобной для ребенка обстановке – не обязательно за столом, можно на диване, на полу. Перед ребенком раскладываются фотографии слева, а таблички с надписями – справа (в начале занятий используется не больше пяти снимков и, соответственно, не более пяти подписей затем, их количество можно увеличить до 7-10). Взрослый берет одну фотографию и кладет ее посередине, затем находит для этого снимка табличку с надписью и кладет ее под фото, комментируя: «Смотри, это папа (показывает на снимок). А здесь написано:  «ПАПА» (показывает на табличку)». То же самое логопед проделывает и со всеми остальными снимками.

Позже, когда ребенок привыкает к такой  организации занятия, задание это выполняется руками ребенка. Взрослый берет его левую руку, выбирает ею нужную фотографию и кладет ее посередине. Затем правой рукой ребенка логопед берет нужную табличку и кладет ее под фотографию. При этом объясняет: «Это фотография бабушки. А вот написано: «Бабушка». После нескольких совместных занятий ребенок усваивает способ действий с фотографиями и табличками, и часть заданий может выполнять самостоятельно. Во время занятия необходимо находиться рядом с ребенком, если ему нужна помощь, можно либо взять его рукой нужный снимок или подпись, либо просто подсказать ему, что сейчас нужно сделать.

На этом этапе обучения мы используем простые слова, произношение которых совпадает с их написанием   (например, слово «дом»), так как в этом случае ребёнку будет легче справиться с заданием.

На первом этапе ребёнок должен усвоить понятия «карточка» и «надпись-табличка». Для этого можно специально подписать некоторые предметы домашнего обихода, например для продуктов, на баночке с крупами. Можно «навести порядок» на  книжной полке, где хранятся детские книги и журналы, прочитывая названия книг; можно также разложить фильмы, показывая ребёнку названия на них и прочитывая надписи. Потом дома мама может на улице обратить внимания ребёнка на таблички с названиями улиц, прочитывать названия магазинов, а дома нарисовать маршрут прогулки, подписывая в нужных местах: «аптека», «продукты» и т. п.

Второй этап может начаться с оформления альбома, куда наклеивают все фотографии и подписи к ним. Затем подбираются 7-10 картинок с изображениями хорошо знакомых ребёнку предметов (картинки должны быть выполнены в одном стиле) и готовиться таблички с надписями. Занятия проводятся по той же схеме, что и на первом этапе.

Отметим, что для детей третей и четвёртой групп, первый этап необязателен. С ними можно сразу заниматься по картинкам, включив в набор две-три фотографии близких людей и самого ребёнка. С этими детьми, возможно, также обойтись без манипулирования их руками, так как большинство из них смогут выполнить задания сами после того, как несколько раз показать, как нужно его выполнять.

Постепенно набор картинок и табличек нужно увеличивать. Это можно сделать двумя способами.  Первый — последовательно осваивать категории предметов, т. е. предлагать ребёнку картинки и надписи к ним по теме «Транспорт». Затем, когда он их освоит, брать тему «Одежда», потом – «Продукты питания» и т. д. Второй способ — предлагать ему несколько картинок из разных тем. При этом важно учитывать интересы и привязанности ребёнка, выбирать интересные ему темы.

На третьем этапе происходит обучение ребёнка составлению фраз, чтению целых предложений. Работая над фразовой речью, нужно использовать любимые им детские книги, сказки – желательно простые, такие, как «Репка», «Колобок», «Теремок» и т.п. Научившись работать с ними, ребёнок переносит свой опыт на другие книги. Но бывает, что ребёнку эти сказки стали уже не интересны – тогда будет легче, если он сам назовёт свою любимую книжку. Работа над фразой ведётся одновременно в двух направлениях: по материалам любимой книжки, используя опыт самого ребенка.

По материалам любимой книжки. Взрослый  готовит таблички с надписями, отражающими содержание текста. В отличие от первых двух этапов, на табличке пишется уже не слово, а целая фраза. На первых порах это пять коротких фраз (из двух трех слов), затем фразы становятся длиннее и их количество доводится до семи – десяти. Затем взрослый  рассказывает ребенку сказку, например, «Теремок» потом останавливается, открывая подходящую картинку в книжке: «Сейчас мы с тобой расскажем, что делали звери. Вот лягушка», — при этом он выбирает табличку с фразой «Вот лягушка» и кладет ее около картинки. Далее возможен следующий диалог.

- «Что у нее?»

- «Пироги».  (Находим табличку с фразой «У нее пироги» и кладем рядом с предыдущей).

- «Пироги для кого?»

- «Для мышки» (выбирается табличка со словами «Пироги для мышки» и добавляется к предыдущим).

- «У мышки есть…»

- «…Метла» (выбирается табличка со словами «У мышки метла», кладется к предыдущим).

Таким образом, ребенок, зная содержание сказки и видя перед собой картинку-иллюстрацию к ней, одновременно слышит образец фразы и видит, в каком порядке выкладываются таблички с фразами. Ребенку будет удобнее, если книга с картинками лежит в верхнем углу стола, а таблички располагаются в столбик рядом с  книгой (но не в том порядке, в котором их надо выкладывать при пересказе), а нижняя часть стола прямо перед ним свободна – на ней мы, составляя рассказ, постепенно выкладываем таблички в линию.

На следующих занятиях мы просим ребенка самостоятельно выложить эти фразы (при необходимости, взрослый подсказывает, где лежит нужная табличка, или выкладывает ее рукой ребенка). Так табличками с фразами выкладывается вся сказка. Затем, когда мы переходим к другой сказке, рассказывает в основном родитель, а ребенок самостоятельно работает с табличками уже освоенным способом. Если он испытывает затруднения, то оказываем ему необходимую помощь.

Используя опыт самого ребенка. Одновременно мы работаем над фразой, используя опыт самого ребенка, т.е. составляя рассказы о нем самом, о его жизни. Вначале  вместе с ребенком рисуем на большом листе какой-то сюжет из жизни ребенка (о прогулке, о том, как готовили для папы ужин, или о том, как покупали и всей семьей украшали елку). Все на рисунке подписывается словами и короткими фразами, причем фразы начинает писать взрослый,  а  ребенок дописывает последнее слово, затем родитель проговаривает  те фразы, которые пишутся и которые уже написаны. Затем готовятся десять табличек с фразами по содержанию рисунка.  На занятии ребенок смотрит на рисунок, рассказывает (с помощью взрослого) изображенную историю и выкладывает таблички.

Итак, работа идет в два приема: сначала создаем рисунок и подписываем его, а потом на занятии выкладываем с ребенком таблички с фразами. Вместо рисунков можно использовать фотографии, на которых ребенок купается в реке, играет с кошкой, празднует свой день рождения и т. п. работу с рисунком и со сказкой полезно чередовать.

«Дочитывание»  в  книгах и диафильмах.На данном этапе работы с аутичным ребенком для развития навыка чтения удобно использовать его склонность завершать незавершенное. Когда читается сказка, желательно, чтобы шрифт в ней был крупным. Взрослый  читает начало предложения, делает паузу, и последнее слово дочитывает ребенок. Чтобы ему легче было найти нужное место в книжке, взрослый при чтении водит по тексту пальцем.

Важно, что при «дочитывании» ребенок слышит себя и осознает свою роль в чтении. Весь текст вслух ребенку читать пока еще трудно – этого от него требовать и не нужно. Взрослый, когда он провоцирует ребенка на дочитывание  двух-трех слов в конце фразы, должен все это учитывать.

Подготовила: учитель-логопед Сущенко М.В.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>



Полезные ссылки:

"Центр безопасного интернета в России" "Линия помощи Дети онлайн" "Портал образовательной интрасети города Урай"
"Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры" "Закон об образовании Сайт Министерства образ и науки РФ" "Информационная система Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
"Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации" "Приказы МОН РФ закон №655" "Федеральный портал Российское образование"
Документальный фильм «Урок на всю жизнь»

МБДОУ-16  Джино хостинг
Рейтинг@Mail.ru