4-5 лет Возрастные особенности

Психические особенности детей 4-5-х лет

Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребенка, открытие им новых граней окружающего мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причи­ны и следствия его возникновения. Поэтому глав­ным вопросом для ребенка 4-х лет становится воп­рос «почему?».
Ребенок развивается, становится более вынос­лив физически. Это стимулирует развитие вынос­ливости психологической. Снижается утомляе­мость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепа­дам.
В этом возрасте сверстник становится более зна­чим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по полово­му признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.
Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляю­щаяся в любознательности и любопытстве ребен­ка, позволяет ему выходить за пределы непосред­ственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умо­заключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.
Зависимость внимания от эмоциональной насы­щенности и интереса к ним сохраняется. Но раз­вивается устойчивость и возможность произволь­ного переключения.
Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.
Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возмож­ностей ребенка будет способствовать его нравствен­ному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.
Следует обратить внимание на то, что в возрас­те 4—5-ти лет недостатки воспитания ребенка на­чинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Социальное развитие с 4 до 5 лет Социальная компетентность:

На 5-м году жизни ребенок начинает осознавать свое поло­жение среди сверстников, характер отношения к нему других детей. Возрастает потребность в общении со сверстниками, на основе совместных игр возникает детское общество.

Взрослым следует:

Продолжать развивать и поддерживать интерес и внимание к окружающим взрослым и детям (в том числе членам своей семьи); побуждать проявлять доброту, заботу о другом че­ловеке, участвовать в различных видах деятельности рядом и вместе с другими детьми, не мешая им;
побуждать детей распознавать связь между эмоциональным состоянием человека и причиной, вызвавшей это состоя­ние, используя естественно возникающие в группе ситуа­ции, а также художественную литературу, игры по сюжетам сказок, пение, рисование, различные виды театра с участи­ем детей и взрослых, отображающие отношения и чувства людей;
обогащать представления детей о сверстниках группы, об их отношениях: кто с кем чаще общается, больше всего играет, рисует и почему; кто с кем дружит;
создавать условия для овладения разнообразными спосо­бами и средствами общения: называть взрослого по имени и отчеству; обращаться к сверстнику по имени, названию роли («водитель», «доктор»); использовать как речевые, так и неречевые приемы привлечения внимания другого чело­века к себе, своим действиям: «посмотри сюда…», «послу­шайте, пожалуйста…», при этом смотреть в глаза, привет­ливо откликаться на просьбу, слушать ответ других детей;
предлагать ребенку поинтересоваться, доволен ли другой тем, какие игрушки, фломастеры, карандаши ему достались, как распределили роли, поручения, обязанности («Ты со­гласен?», «Доволен?», «Не будешь обижаться?»);
помогать детям рассказывать о своих чувствах, подводить их к необходимости принять приемлемое в данной ситуации решение; давать ребенку понять, что разрешается (можно и нужно) высказывать свое несогласие делать то, что он счи­тает неправильным, участвовать в плохих поступках;
при конфликте ребенка со взрослыми или сверстниками побуждать детей «договариваться»; стараться выслушать детей, понять их желания, потребности или затруднения, дать возможность сказать о своем желании или проблеме, вместе найти способ разрешения конфликта; учить детей «мириться»;
поддерживать потребность в положительной самооценке, способствовать укреплению веры в себя, свои силы, разви­тию самостоятельности и уважения к себе; развивать адек­ватную самооценку конкретных собственных достижений в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной и т.д.);
способствовать совместному участию мальчиков и девочек в сюжетно-ролевых, театрализованных и других видах игр, в выполнении заданий; использовать художественную лите­ратуру, обсуждая с детьми особенности поведения, харак­терные для мальчиков (сильный, смелый, трудолюбивый, заботливый и т.д.) и девочек (нежная, скромная, красивая, чуткая и т. д.);
учить следить за собственной опрятностью, мыть руки перед едой и после туалета, протирать обувь, причесываться, вы­тирать ноги перед входом в дом, смахивать снег с одежды;
воспитывать элементарные навыки вежливости (уметь здороваться, прощаться, извиняться, предлагать свою по­мощь);
обеспечивать усвоение правил безопасного поведения в детском саду и на участке, в лесу (до чего можно и нельзя дотрагиваться, куда можно и нельзя залезать, какие пред­меты могут представлять собой опасность на улице).

Игра сюжетно-ролевая. Досуговая игра.

Взрослым необходимо:

Активно поддерживать самодеятельную игру детей, уделяя специальное внимание расширению кругозора, приобрете­нию опыта различных других детских деятельностей (кон­струирование, наблюдение, слушание художественных про­изведений и т.д.);
организовывать взаимодействие детей со сверстниками на уровне ролевых и партнерских взаимоотношений; поддер­живать образование культурного игрового детского обще­ства: партнерство и уважительное отношение играющих де­тей друг к другу, появление игрового диалога в форме роле­вых высказываний, стремление соответствовать реальному событию;
создавать условия для овладения детьми ролевым поведе­нием, благодаря чему роль становится средством развития сюжета, дает детям социальную практику общения;
поощрять самостоятельное создание детьми предметно-игровой среды для сюжетно-ролевой игры (при участии взрослых), наделение в смысловом поле игры нейтраль­ных предметов-модулей игровым значением, использование игрушек, предметов-заместителей, модулей по собственно­му решению детей; не навязывать детям постоянную гото­вую игровую среду в виде тематических «игровых уголков»;
организовывать досуговые игры, которые приобретают бо­лее самостоятельный и разнообразный характер (игры-го­ловоломки, настольно-печатные игры — лото различной те­матики и пр.); практиковать игры-развлечения; театральные игры (кукольный театр, простые инсценировки, игры-драма­тизации), приуроченные в том числе к праздникам различ­ного рода; празднично-карнавальные игры, игры сезонного характера; привлекать детей к организации традиционных народных игр.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>



Полезные ссылки:

"Центр безопасного интернета в России" "Линия помощи Дети онлайн" "Портал образовательной интрасети города Урай"
"Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры" "Закон об образовании Сайт Министерства образ и науки РФ" "Информационная система Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
"Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации" "Приказы МОН РФ закон №655" "Федеральный портал Российское образование"
Документальный фильм «Урок на всю жизнь»

МБДОУ-16  Джино хостинг
Рейтинг@Mail.ru