Развитие речи и коммуникативных склонностей у детей с РДА

Случается так, что родители аутичного ребенка приводят его на обследование или на консультацию к специалисту в возрасте 2,5-3 лет, так как начинают беспокоиться из-за отсутствия речи. Однако развитие психических функций аутичных детей имеет серьезнее искажения, начиная с младенческого возраста. Так, по наблюдению многих специалистов, у большинства детей в возрасте до года отсутствует «комплекс оживления», проявляющийся в зрительном сосредоточении, движении ручек малыша в ответ на улыбку или голос взрослого. А находясь на руках у матери, такие дети оставались пассивными, бездеятельными. У данной категории в младенческом возрасте наблюдается отсутствие или запаздывание фаз гуления и лепета.

Даже в самых тяжелых случаях при создании адекватных условий обучение ребенка возможно. Он может освоить ранее недоступные ему способы коммуникации с другими людьми, стать более адаптированным в быту, овладеть отдельными учебными приемами.
В зависимости от характера степени проявления симптомов в настоящее время принято выделять 4 группы РДА. Данная классификация предложена О. С. Никольской.

I группа. Детей этой группы отличает отрешенность, доходящая до патологии. Эти дети почти не владеют навыками самообслуживания, поэтому нуждаются в постоянной помощи и поддержке взрослых. Они имеют наихудший прогноз развития.
II группа. Детям этой группы свойственно отвержение внешней среды. Им характерны многочисленные страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа является самой многочисленной. Прогноз их развития более благоприятен: при соответствующей длительной коррекционной работе они могут обучаться даже в массовой школе.

III группа. Для детей этой группы характерны отвлеченные интересы и фантазии. Их речь развернута, уровень когнитивного развития более высок. Они менее зависимы от матери и в меньшей степени нуждаются в постоянном присутствии и надзоре взрослых. Уровень эмпатии, как правило, низок. Прогноз развития также достаточно благоприятен: при успешной коррекционной работе эти дети также могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

IV группа. Сверхтормозимость — отличительная черта детей этой группы. Как правило, они очень робкие, пугливые, особенно в контактах, часто неуверенны в себе. Они активно стремятся усвоить некий набор поведенческих штампов, который облегчает их адаптацию в коллективе. Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают парциально одаренными. В их речи встречается меньше штампов, и она носит более спонтанный характер. Прогноз развития этих детей еще более благоприятен. Они могут учиться в массовой школе, причем иногда даже без специальной подготовки. Развитие речи ребенка осуществляется с учетом группы РДА.
Так, занимаясь детьми I группы, взрослому следует особенно четко произносить все слова, при этом обратить внимание на те из них, которые ребенок пытается проговорить. Называя предметы, необходимо их показывать.
При работе с детьми II группы следует усиливать их речевую активность. Первоначально в речи можно использовать простые фразы: «Возьми конфету», затем постепенно добавлять все новые и новые слова: «Возьми со стола конфету», «Возьми с кухонного стола конфету» и т. д Занятия должны проходить в доверительной атмосфере. При обучении ребенка чтению следует использовать метод глобального чтения. Ребенок не учит отдельные буквы, а сразу запоминает целое слово, написанное крупно и четко, которое подкрепляется наглядным изображением.
Детей III группы следует учить диалогической речи. На первых этапах взрослый в большей мере слушает ребенка, потом начинает задавать ему вопросы. Затем ребенку предлагается продолжить рассказ, сказку или историю. При этом важно эмоционально поддерживать ребенка, не прерывать его и выслушивать до конца.

Речь детей IV группы, как правило, развивается гораздо легче, чем в 3-х предыдущих. Но работа с такими детьми требует также чуткости и внимания взрослого. Необходимо вселять уверенность в ребенке, не подвергать сказанное им постоянной критике.
В любом случае, независимо от группы аутизма, с детьми следует как можно больше говорить, а занятия лучше проводить, используя игру.
Развитие коммуникативных склонностей тоже необходимо проводить в игровой форме. Конкретные приемы работы будут представлены в следующем материале.

Подготовила: учитель-логопед Сущенко М.В.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>



Полезные ссылки:

"Центр безопасного интернета в России" "Линия помощи Дети онлайн" "Портал образовательной интрасети города Урай"
"Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры" "Закон об образовании Сайт Министерства образ и науки РФ" "Информационная система Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
"Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации" "Приказы МОН РФ закон №655" "Федеральный портал Российское образование"
Документальный фильм «Урок на всю жизнь»

МБДОУ-16  Джино хостинг
Рейтинг@Mail.ru