Развитие ассоциативной памяти дошкольника

Снимок5Нередко родители и педагоги развивают у детей лишь механическую память: выучи наизусть стишок или песенку, не слишком задумываясь об их смысле, запомни цепочку никак не связанных друг с другом слов, вспомни, что было нарисовано на картинке…
Освоивший эту нехитрую науку малыш блистает на утренниках в детском садике, без особого труда справляется с программой начальных классов. Но если школьное задание или жизненная ситуация требует творчески применить полученные знания, решить нестандартную задачу, ребенок теряется. И в средней школе, где одной лишь механической памяти недостаточно, вчерашний отличник нередко пасует.

В чем же дело? Вся беда в том, что у него не развита ассоциативная память: умение не просто автоматически запоминать те или иные факты, но и образовывать многочисленные и разнородные связи между ними.
Поэтому уже с самого раннего детства можно и нужно начинать развивать у малыша ассоциативную память. Веселые и несложные на первый взгляд игры активизируют одновременно несколько каналов восприятия: зрение, слух, осязание.

Для занятий вам понадобятся дощечки с разной шероховатостью. Сделать их не сложно. Потребуются картон, мех, лоскутки ткани, тонкая веревка и другие подручные материалы. Дощечек с различными поверхностями может быть несколько: от пяти до десяти и более. На обратной стороне должен быть написан порядковый номер и нарисовано соответствующее число кружочков.
Сначала предложите ребенку ощупать и охарактеризовать каждую поверхность, подобрав при этом как можно больше определений-прилагательных. Затем дощечки уберите и попросите вспомнить последовательность их расположения, основываясь на тактильных ощущениях.Если у крохи возникнут затруднения, повторите игру, но на этот раз, когда малыш будет ощупывать дощечку, спросите, на что она похожа? Дощечка с мехом может напомнить котенка, шубу и даже газон с молодой травкой.

Следующий этап работы — соотнесение тактильных ощущений с изображенными на картинках предметами. Дощечки раскладываются в определенном порядке, а над ними — картинки с изображениями различных предметов. Глядя на картинки и ощупывая дощечки, малыш устанавливает ассоциативные связи.
Например: картинка с изображением лисы, а под ней — дощечка с наклеенным мехом; картинка с изображением зеркала, а под ней — дощечка с наклеенной фольгой и т.д. Ребенок ощупывает дощечки и разглядывает картинки, стараясь запомнить их. Затем картинки убираются и малыш должен вспомнить, какая картинка была над той или иной дощечкой. В работу включаются тактильные ощущения: лиса такая же пушистая, как кусочек меха на дощечке; фольга такая же скользкая и гладкая, как зеркальная поверхность и т.д.

Далее задания усложняются. Картинки по ассоциациям меньше связаны с дощечками, поэтому чтобы соотнести их и таким образом запомнить, придется подключить воображение. Например, картинка с изображением капли, а под ней — дощечка с наклеенной тканью. Необходимо придумать сюжет. Один из вариантов: «Мама выжимает мокрую тряпку, и с нее падает большая капля». Представив себе этот образ, ребенок легко вспоминает картинку, которая была над данной дощечкой. Постепенно картинки выключаются из работы. Малыш должен научиться на слух запоминать слова, ощупывая при этом дощечки. На одно слово соответственно одна дощечка. Одновременно с этим ребенок устанавливает ассоциативные связи между словом и дощечкой. Затем он должен вспомнить слово, опираясь на тактильные ощущения.

Следующий этап еще более сложный. Подключается тактильная память, сформированная на предыдущих занятиях. Ребенок смотрит на картинку и вспоминает ощущения, которые возникали у него при ощупывании дощечек.

Таким образом, дети запоминают довольно длинный ряд слов, не связанных между собой по смыслу. При этом у них активизируется внимание и развивается словесно-логическое мышление. Ассоциативные связи помогают вспомнить и восстановить цепочку слов, обогатить словарный запас, наполнить речь прилагательными.

Подготовила: учитель-дефектолог Спирина С.В.

1 Развитие ассоциативной памяти дошкольника

  1. Подобные вопросы взрослого должны натолкнуть ребенка на анализ его эмоциональных реакций. Задача ведущего — вовлечь ребенка в активный процесс восприятия, в который сознательно включается эмоциональный фактор, гарантирующий лучшую долговременную запись в памяти. Постарайтесь выяснить, что произвело на ребенка самое яркое впечатление.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>



Полезные ссылки:

"Центр безопасного интернета в России" "Линия помощи Дети онлайн" "Портал образовательной интрасети города Урай"
"Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры" "Закон об образовании Сайт Министерства образ и науки РФ" "Информационная система Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
"Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации" "Приказы МОН РФ закон №655" "Федеральный портал Российское образование"
Документальный фильм «Урок на всю жизнь»

МБДОУ-16  Джино хостинг
Рейтинг@Mail.ru