Формирование монологической связной речи

Методические рекомендации педагогам по формированию у детей дошкольного возраста монологической связной речи

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Для повышения эффективности работы в ДОУ по вопросу развития связной речи детей дошкольного возраста на педсовете были разработаны следующие рекомендации.

  1. Использовать на НОД по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия.
  1. Включать в НОД по данным видам рассказывания игры, задания, «тренировочные» упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи.
  1. После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор.
  1. Перед выполнением задания обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений. Поощрять детей, которые выполняют данное требование.
  1. Использовать на НОД знания о мотивационной сфере ребёнка данного дошкольного возраста. Создавать и стимулировать мотивацию деятельности.
  1. Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим.
  1. Работая над развитием связной речи, использовать серии сюжетных картинок, т.к. они помогают дать детям представление о композиции, структуре высказывания, помогли бы стимулировать формирование различных синтаксических конструкций, разнообразных типов связей между предложениями, между частями высказывания. Есть разные варианты использования сюжетных картинок. Например: закрыть последнюю картинку и предложить придумать окончание истории; закрыть картинку в середине и предположить что же произошло, почему так окончилась история и т.д.
  1. Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей.
  1. Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер.
  1. Во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагать детям разные варианты, рекомендованные методикой.
  1. По возможности завершать НОД игрой развивающего характера.
  1. Большое значение для развития связной речи имеет пересказ. Также он полезен для активизации умственной деятельности детей, ведь для того чтобы пересказать текст, его нужно понять. Можно использовать такой прием как пересказать сказку от лица любого героя.
  1. Когда ребенок высказывается или рассуждает, необходимо направлять его речевую деятельность на определение связи между явлениями, на употребление союзов «потому что», «поэтому»; также необходимо стимулировать ребенка к выражению своего мнения, отношения к происходящему, попросить его сделать вывод после высказывания.
  1. Дети черпают свои знания о языке из окружающей жизни. Они воспроизводят все, что слышали при общении со взрослыми. Поэтому воспитатель должен быть внимательным к своей речи, со словарем готовится к работе с детьми, постоянно следить за речью своей и детей не только на НОД, но и в бытовой деятельности.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>



Полезные ссылки:

"Центр безопасного интернета в России" "Линия помощи Дети онлайн" "Портал образовательной интрасети города Урай"
"Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры" "Закон об образовании Сайт Министерства образ и науки РФ" "Информационная система Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
"Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации" "Приказы МОН РФ закон №655" "Федеральный портал Российское образование"
Документальный фильм «Урок на всю жизнь»

МБДОУ-16  Джино хостинг
Рейтинг@Mail.ru